Советы старшего воспитателя

Эта страничка для педагогов дошкольных учреждений и родителей с целью обобщения, систематизации и распространения накопленного материала. Здесь вы найдете много полезного для себя.

Взаимодействие участников образовательных отношений: формирование толерантных нравственных установок.

Взаимодействие участников образовательных отношений является основным условием успешной образовательной работы. В связи с тем, что во многих группах находятся дети с ОВЗ (в том числе и с ТНР), главным направлением при выстраивании взаимодействия всех участников образовательного процесса является формирование толерантных нравственных установок. Это связано не только с тем, что дети имеют тяжелые нарушения речи, которые могут мешать полноценному общению, но и с тем, что для многих детей характерны какие-то эмоциональные особенности, которые могут стать препятствием для включения ребенка в группу (например, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, плаксивость, сменяемость настроения). Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ определяется двусторонним процессом. С одной стороны, это реабилитация детей, а с другой стороны, подготовка коллектива к принятию детей с особыми образовательными потребностями. Толерантность понимается нами как совокупность поведенческих норм и системы ценностей, позволяющая в согласии взаимодействовать с другими членами общества без попыток изменить их по своим представлениям. Мы используем разнообразные методы формирования толерантности у детей, но наиболее эффективными для старших дошкольников мы считаем похвалу, одобрение и воспитывающие ситуации, когда перед ребенком встает задача решить проблему выбора способа отношения, поведения со сверстниками или взрослым. Все это приводит к развитию способности сопереживать, испытывать чувство жалости, благодарности, доверия, стыда и т.д.

Для достижения наибольшего результата по воспитанию толерантности мы используем различные формы работы с детьми: праздники, театрализованные игры и утренники по сценариям сказок народов мира, народные праздники (Масленица, Рождество), сюжетно-ролевые игры на освоение способов толерантного взаимодействия, русские народные подвижные игры, комплексные занятия, построенные на сюжетах сказок и рассказов, показывающих проблемы межличностного взаимоотношения, беседы, проекты, целевые прогулки и экскурсии, видеопросмотры, конкурсы чтецов и т.д.

Толерантные нравственные установки формируются, прежде всего, в семье, поэтому нами разработана система работы не только с детьми, но и с родителями по данному направлению. Перспективный план работы с родителями включает в себя тренинги, беседы, мастер-классы, разнообразную наглядность.

Взаимодействие с родителями строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, степени активности и ориентироваться на зону ближайшего развития ребёнка. Поэтому педагоги ДОУ разработали и апробировали такие формы работы, которые предполагают активное участие в них не только педагогов и родителей, но и детей.

Большое значение мы придаем участию родителей в пополнении развивающей среды групп.

Участие родителей в пополнении развивающей среды группы наиболее целенаправленно и естественно происходит в ходе проектной деятельности. Приведем некоторые примеры из совместного с родителями опыта работы по проектам:

- после проекта «Добрые волшебники» в группе появилась «Поляна добрых дел» с цветами, которые дети вместе с родителями вырезали и раскрасили, а на лепестках воспитатель вместе с детьми записывала добрые дела ребенка;

- игра с макетами «Мир динозавров», «Мой дом», «Лес» стала любимым занятием детей после оформления их вместе с родителями.

Кроме участия в пополнении развивающей среды в рамках проектной деятельности, родители с большой любовью оформляют различные элементы, направленные на индивидуализацию среды, т.к. родители видят, что эти компоненты пространства группы способствуют повышению психологической комфортности детей.

Родители с удовольствием приняли участие в оформлении следующих уголков, элементов среды или рубрик:

- «Здравствуйте, я пришел!», «Звезда дня», «Моё настроение», «Уголок именинника» - принесли оформленные красиво фотографии детей для того, чтобы они размещал эти фотографии на стенде.

- «Дерево желаний», «Я умею», «Я люблю», «Я научился!», «Я какой!» - родители побеседовали с ребенком о его желаниях, успешных делах, интересах, написали о них в данных рубриках со слов ребенка.

- Фотосалон «Семейный снимок», "Книга рекордов", "Островок сокровищ" (коллекционирование), "Ангелы сна", "Обереги", «Сундучок Почемучек» (детские вопросы). Включение дошкольников вместе с родителями в общий процесс создания развивающей среды способствует развитию у них взаимопонимания, толерантного восприятия индивидуальности других, эстетического вкуса.

Необходимость формирования толерантных нравственных установок нашла отражение и при организации методической работы с кадрами в ДОУ. Перед нами встала задача выстраивания системы непрерывного профессиональное образование педагогов ДОУ с учетом психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях групп комбинированной направленности.

Работа была организована по трем направлениям:

1. Создание условий для профессионального личностного роста педагогов дошкольного образовательного учреждения: прохождение педагогами ДОУ курсов повышения квалификации, ознакомление с инновационными технологиями образования, обмен передовым педагогическим опытом.

2. Создание условий для информатизации профессиональной деятельности: использование ресурсов сети интернет для поиска значимой информации из области реализуемой экспериментальной работы, использование в практической деятельности мультимедийных технологий.

3. Создание условий для коллективной работы над внедрением практико-ориентированных технологий обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях групп комбинированной направленности: организация работы творческой группы педагогов, проведение практических семинаров по разработке системы практико-ориентированных технологий обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях групп комбинированной направленности, оценка степени их интегративности, проведение тематических педсоветов (в годовой план работы были включены задачи речевого и социально-коммуникативного развития, мониторинг оценки восприятия воспитанниками материала в рамках занятий, воспитания и психолого-педагогического сопровождения.

В результате проводимой работы мы наблюдаем в конце года у детей следующие показатели толерантных нравственных установок: выдержка, способность сдерживать импульсивное действие, терпеливость, способность к эмпатии, умение замечать состояние другого человека, сочувствие, сопереживание, способность преодолевать раздражительность, умение учитывать желания сверстников. Таким образом, разработанная нами система взаимодействия участников образовательных отношений оказалась эффективной и принесла положительные результаты.

zastavka.jpg